В честь грядущего юбилея - история выпуска «ЗиС-5В»
Автомобильный завод «Урал» скоро отметит 75-ю годовщину со дня выпуска первого уральского грузовика. Первый уральский автомобиль «ЗиС-5В», ласково прозванный в народе «Захаром», сошел с конвейера 8 июля 1944 года. В преддверии юбилея вспомним яркие вехи и этапы автомобильной истории, и открывает ретроспективу именно история заводского первенца.
Первый уральский автомобиль «ЗиС-5» сошел с конвейера эвакуированного из Москвы завода 8 июля 1944 года. «Первенец» с номером 0001 вывел из проходной водитель Дмитрий Фролович Колесов.
«ЗиС-5В» изготавливался по документации Московского завода им. Сталина. Это была двухосная бортовая машина типа 4x2 грузоподъемностью 3 тонны. Она имела упрощенную конструкцию: тормоза только задние, механические, кабина с деревянным каркасом, обшитая рейкой-вагонкой, деревянные подножки и брызговики, гнутые крылья, платформа только с задним откидным бортом и др. На машину устанавливалась только одна фара: это делалось в целях экономии, также эта мера увеличивала шансы водителя на выживание в условиях обстрела, поскольку автомобиль с одной фарой принимался вражескими стрелками за мотоцикл. Комплектовался автомобиль, в отличие от московских «ЗиСов», двигателем «ЗиС-5М» повышенной до 76 л.с. мощности. Максимальная скорость автомобиля составляла 60 км/час.
20 июля 1944 года первая партия уральских «ЗиС-5В» была отправлена на фронт. 30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль, а к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели построить три тысячи трехтонок. Через год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей. Около 25 % выпущенных в Миассе в годы войны автомобилей шли под специальную комплектацию. На их шасси делались топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили и т. п. Благодаря своей простоте и надежности автомобиль снискал себе заслуженную славу у военных автотранспортников на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны.
После окончания Великой Отечественной войны в конструкцию автомобиля постепенно стали вноситься изменения, улучшалось качество и надежность грузовика: гидравлический привод тормозов, усиленный редуктор заднего моста, бортовая платформа увеличенной прочности, улучшенный. водяной насос, новый держатель запасного колеса и др. В конце 40-х гг. автомобиль стал называться «ЗиС-5М» (модернизированный). Последним крупным этапом модернизации «ЗиС-5» стала установка на нем нового двигателя УралЗИС-353А мощностью 95 л.с. (производился в 1957-1958 г.г.).
Иван Никитин, ветеран завода, тыловик, очевидец схода с конвейера первого уральского автомобиля:
- Наступил день 8 июля, собрали 6 машин. Народу собралось много по обе стороны от конвейера. Дым пошел, машина завелась, и автомобиль поехал. Все захлопали и закричали: «Ура, ура, ура!» И за ним все остальные машины выехали с конвейера. А потом не успевали вагоны подавать железнодорожные, грузить машины на фронт, на фронт, на фронт. И даже отец с фронта прислал письмо: «Вот получили машину, которую ты собираешь. Машина хорошая, безотказная, простая в управлении. Ребята ее хвалят».
До юбилея первого уральского грузовика осталось 20 дней.
Следующая новость: Тягачи КАМАЗ для Ставрополья.
- 4310-2304064
- Полуось внутренняя правая
- 4320Ф-3402073-10
- К-кт карданов рулев. управления (Борисовский руль)
- 4320Я-2300010-03
- Мост передний в сборе (15 отв., 46 зуб)
Любой шофер, который следит за своей машиной, обращает внимание на малейшие изменения в поведении тр
У типичной легковой машины их три: два боковых и одно прямо над лобовым стеклом. А у грузовиков лишь
Традиционно именно эта часть остекления автомобилей является самой габаритной. При этом широкое осте
Деталь предназначена для соединения поршня с шатуном и выполняет особую роль оси, благодаря которой
Из самого названия понятно, что маслосъемные кольца снимают излишки масла со стенок цилиндра и созд
Это деталь двиателя, двигающаяся в цилиндре, преобразуя напор газов в работу или наоборот.